Горягина Наталья Николаевна - учитель-логопед I квалификационной категории.
Образование высшее педагогическое:
Педагогический стаж работы: 6 лет.
Цель работы: развитие всех компонентов речи учеников, преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ.
Задачи работы учителя-логопеда:
1. Практическое овладение нормами речи. Правильное произношение всех звуков родного языка, умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам, самостоятельное выполнение звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры.
2. Развитие свободного общения. Умение применять слова всех частей речи, использовать фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли.
3. Формирование компонентов устной речи. Развитие лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны, связной речи (диалогической и монологической форм).
4. Обогащение словаря, уточнение значений слов и понятий, обучение навыкам словообразования и словоизменения, формирование лексической системности, закрепление связей между словами.
5. Развитие фонематических представлений, слухового внимания и речеслуховой памяти.
6. Коррекция нарушений моторного развития, ручной моторики, нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры.
7. Нормализация голоса и просодической стороны речи, выработка плавного, длительного и экономного речевого выдоха.
8. Формирование чтения и письма, обучение грамоте, предупреждение и коррекция нарушений письменной речи.
Применяемые методики и технологии:
Кроме традиционных педагогических методов в работе широко используются здоровье сберегающие технологии: артикуляционная гимнастика для развития артикуляционного аппарата, дыхательная гимнастика для формирования направленной воздушной струи, пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук, кинезиологические упражнения для формироваини межполушарного взаимодействия, су-джок терапия, элементы музыкальной и песочной терапии, приемы мнемотехники, телесно-ориентированные техники.
Широко используется наглядный материал, например, логопедические куклы, которые могут менять положение языка, с помощью рук кукловода, что позволяет демонстрировать различные артикуляционные уклады, движения, упражнения, также помогает наладить эмоциональный контакт с ребенком, вовлечь его в занятие.
Также применяются информационно-компьютерные технологии (ИКТ) для осуществления качественного логопедического воздействия на детей, создание у них более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, закрепляются лексические темы, в игровой форме развиваются ВПФ (память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, мышление, анализ и синтез).
Практика показывает, что разнообразие методов и приемов предотвращает утомление, повышает мотивацию и поддерживает познавательную активность. А значит возрастает эффективность логопедической работы.